Об отношении архиепископа Крымского Луки (Войно-Ясенецкого) к Истинно-Православной Церкви

Print Friendly, PDF & Email

Nicefor.Info




«…Лука мне заявил, что водном из населённых пунктов Бахчисарайского района проживает иеромонах Ипполит (Верютин), бывший иосифлянин, не признающий ни его, как архиепископа, ни Патриарха, который ходит по деревням и совершает различного рода требы, просил меня принять меры, запрещающие ему совершать требы. Дня через три-четыре иеромонах Ипполит Верютин мною был вызван. Старик лет 80, проживающий в семье одного колхозника в Бахчисарайском районе. В период немецкой оккупации был священником в селе Базарчик — теперь село Почтовое Бахчисарайского р-на. Верютин отрицал совершение им каких-либо треб. Всё же он мною был предупреждён: как не имеющий соответствующих регистрационных документов, не может совершать никаких треб и обрядов. После этого каких-либо сообщений о том, чтобы он совершал требы, не поступало» (Из информационного доклада уполномоченного Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Крымской области Я. Жданова за 2-й квартал 1948 года, 1 июля 1948 г. // Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого): сборник документов — Симферополь, 2010 С. 183).
«Я обратился к Луке в порядке консультации, что представляет из себя старогреческое направление тихоновского течения, которое за последнее время появилось у нас в Крыму? На этот вопрос Лука мне ответил так: «Мне ничего об этих господах у нас в Крыму, особенно в последнее время, неизвестно. Это течение особенно распространено в Ростовской епархии, но они себя там называют истинно-православными церковниками. Принципиальное расхождение у нас с ними по двум главным вопросам: 1) Они не терпят поминания предержащих властей во время литургии; 2) Не признают женатых архиереев и архиепископов женатых или бывших когда-то женатыми, называют их безблагодатными и на основании этого не посещают церковь». На мой вторичный вопрос, а что же всё-таки представляет из себя тихоновское направление, Лука на это мне ответил так: «при Тихоне не было поминовения в церквах предержащих властей, Тихон был за т.н. „чистую церковь”, то есть такую церковь, которая стоит в стороне от всех мирских дел и, в частности, от существующего Советского правительства». Однако, сказал Лука, если бы Тихон жил в наше время, трудно сказать, что бы он предпринял. Я Тихона знаю, сказал Лука, как умнейшего Патриарха, и у него никогда и нигде контрреволюционных выступлений не было, он достаточно, подтвердил Лука, был умён, чтобы не разбираться в той обстановке, с которой ему пришлось в первые дни Советской власти сталкиваться.
Лука рассказал мне историю церкви после Октябрьской революции, особенно остановился он на живой церкви, которая впоследствии была переименована в обновленческую, со своими архиереями и епископами. Народ эти бунтовщические действия отверг (надо понимать, верующие,а не народ). Лука привёл мне один пример, характеризующий отношение верующих к живоцерковникам-обновленцам. Возвращался один с вечерней службы в г. Симферополе живоцерковный епископ (фамилию мне не сказал), на него напали верующие и вырвали ему по клочкам бороду и усы. Это очень мучительная операция, заявил Лука, и этот обновленец после такого срама выехал из г. Симферополя.

Грозили убить и меня так называемые И.П.Ц. (признающие истинно-православную церковь, или, как они сейчас себя называют, сторонники старогреческого направления тихоновского течения) только за то, что я был женат, а поэтому, по их неправильному мнению, я не могу быть архиепископом. Они невежды, заявил Лука, и не знают истории. Они бросили однажды ко мне в квартиру через окно большой камень, но в меня не попали, и я остался невредим. А вот в Ростове был случай, сообщил Лука, когда сторонники И.П.Ц. под квартиру епископа подложили бомбу замедленного действия, но благодаря тому, что это было своевременно обнаружено, епископ остался жив»

(Справка уполномоченного Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Крымской области А. Гуськова о беседе с архиепископом Лукой, направленная секретарю Крымского обкома КП Украины В.Г. Комяхову, 20 марта 1958 г. // Там же. — С. 467-468).

Print Friendly, PDF & Email

Nicefor.Info