ДВА ПИСЬМА Вл. ФЕОФАНА О ЕПИСКОПАТЕ ЕГО ВРЕМЕНИ
Досточтимый друг!
Обращаете ли Вы внимание на то, что сейчас делается в мире? Министры всех государств мира только одно и делают в настоящее время, что говорят о мире всего мира. Министры Франции и дружественных с нею держав, кроме того, очень настойчиво говорят о гарантиях б е з о п а с н о с т и, как о самом существенном условии этого «мира». Невольно приходят на память слова Апостола Павла из послания к Солунянам: «День Господень так приидет, как тать в ночи. Ибо когда будут говорить: мир и безопасность! Тогда постигнет их (то есть людей, любви к истине не имеющих — II Солун. 2, 10) внезапная пагуба, подобно как мука родами постигает во чреве имеющую, и не избегнут» (II Солун. 5, 3).
Нужно всем, любящим истину, не только наблюдать знамения времен, но и делать соответствующие выводы из этих наблюдений.
Относительно церковной жизни в речах Спасителя указано для нас, как на одно из самых поразительных явлений последних времен, на то, что тогда «звезды спадут с небеси» (Мтф. 24, 29). По объяснению Самого Спасителя, «звезды» — это суть Ангелы Церквей, то есть е п и с к о п ы (Апокал. 1, 20). Падение Епископов религиозно-нравственное является, таким образом, одним из самых характерных признаков последних времен. Особенно ужасно падение Епископов, когда они отпадают от догматов веры или, как выражается Апостол, когда они «хотят превратить Евангелие Христово» (Галат. 1, 7). Таковым повелевает Апостол изречь «анафему»: «Кто будет благовествовать не то, что мы благовествовали, — говорит он, — да будет анафема» (Галат. 1, 9). И медлить здесь не нужно, продолжает он: «Еретика после перваго и втораго вразумления отвращайся, зная, что таковый развратился, и грешит, осуждая сам себя» (К Титу 3, 10-11). Иначе, то-есть за равнодушие к отступлению от истины, тебя может постигнуть суд Божий: «поелику ты тепл, а не горяч и не холоден, то изблевати тя от уст Моих имам» (Апокал. 3, 15-16).
Тучи на мировом горизонте сгущаются. Приближается Суд Божий над народами и лицемерными христианами, начиная с еретических и теплохладных иерархов.
Архиепископ Феофан
1936.IV.31
Второе письмо Вл. Феофана:
Досточтимый о Господе о. Иеромонах!
Вы жалуетесь на то, что происходит у Вас в Вашей церковной жизни. — Не знаю в подробностях Ваших дел. Но думаю, что не лучше, если не хуже, обстоит дело в религиозно-нравственном отношении и в других православных странах. По крайней мере, с уверенностью могу это сказать и о России подъяремной и о России заграничной. Относительно положения дел церковных там я располагаю огромными материалами: всего около 700 страниц. Не менее важными и огромными материалами располагаю и о жизни церковной здесь. Общий вывод из всех этих материалов получается ужасный (влад. Феофана ужасал нейтралитет, аполитичность Тихона и безпомощность его епископата – прим. ред.). Но, разумеется, есть среди общей тьмы и «останок благодатный», которым и держится еще вера православная и там и здесь. «Наше время походит на последнее. Соль обуевает» — В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому вверены в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение. Но это — попущение Божие». Такими словами некогда характеризовали положение современных им церковных дел великие русские святители – Митр. Филарет Московский и Еп. Игнатий Брянчанинов, лет шестьдесят тому назад. Не с большим ли правом мы можем повторить эти их грозныя слова в настоящее время!?
Архиепископ Феофан. 1931. ХII.9