Ядъ модернизма. Архіеп. Аверкій Таушевъ (1976)

Print Friendly, PDF & Email

Nicefor.Info




Ибо я знаю, что по отшествіи моемъ войдуть къ вамъ лютые волки, не щадящіе стада: и изъ васъ самихъ возстанутъ люди, которые будутъ говорить превратно, дабы увлечь учениковъ за собою. Посему бодрствуйте!.. (Дѣян. 20, 29-31).


Эти предупреждающія слова великаго Апостола языковъ, прошедшаго съ проповѣдью Евангелія всю вселенную, сразу же исполнились и не перестаютъ исполняться до настоящаго времени. Сколько за эти двѣ почти тысячи лѣтъ появилось всевозможныхъ лжеученій, которые, какъ хищные волки, похищали овецъ Христова стада; сколько и внутри самой Церкви Христовой возставало такихъ, которые «говорили превратно», искажая Христово ученіе и «увлекая за собою учениковъ»! Нѣсть числа имъ!

Первые вѣка христіанства въ особенности ознаменовались появленіемъ цѣлаго ряда зловредныхъ ересей, пытавшихся въ корнѣ извратить Христово ученіе, но они были изобличены и рѣшительно осуждены Вселенскими Соборами, установившими на вѣчныя времена, въ полномъ согласіи со Словомъ Божіимъ и Преданіемъ Церкви, формулировку всѣхъ основныхъ истинъ, или догматовъ христіанской вѣры. Правымъ исповѣданіемъ этихъ истинъ признавалось то, «во чтó вѣровали всѣ, во чтó вѣровали повсюду, во чтó вѣровали всегда».

Это правое, или   п р а в о с л а в н о е   ученіе христіанской вѣры и благочестія установлено вполнѣ и окончательно и не подлежитъ съ тѣхъ поръ никакимъ перемѣнамъ или видоизмѣненіямъ, до скончанія вѣка, что было на Соборахъ торжественно провозглашено и закрѣплено апостольской   а н а ѳ е м о й,   изреченной еще св. Апостоломъ Павломъ, который писалъ пошатнувшимся въ вѣрѣ Галатамъ: «Еслибы даже мы или Ангелъ съ неба сталъ благовѣствовать вамъ не то, что мы благовѣствовали вамъ, да будеть анаѳема… Кто благовѣствуетъ вамъ не то, что вы приняли, да будетъ анаѳема» (Гал. 1, 8-9).

А какъ часто въ наше злокозненное и шаткое время можно встрѣтить людей, которые, называя себя «христіанами», позволяютъ себѣ возмущаться этой апостольской анаѳемой или кощунственно насмѣхаются надъ ней, не признавая за ней никакой силы и значенія!

Между тѣмъ, въ наше время, хотя почти не осталось тѣхъ ересей, которыя когда-то такъ волновали Церковь и были осуждены Вселенскими Соборами, или онѣ утратили свою остроту и не ищутъ болѣе съ прежней напористостью адептовъ, все же появляются разнаго рода новыя разновидности ихъ. Да и внутри самой Церкви возникаютъ «вѣянія» или «движенія», которыя не всегда можно въ полномъ смыслѣ слова назвать ересями, поскольку онѣ не выступаютъ прямо противъ догматическаго ученія Церкви, но которыя, подъ предлогомъ якобы необходимыхъ «реформъ», подрываютъ самыя основы христіанскаго ученія о вѣрѣ и благочестіи, стремясь сдѣлать его «солью обуявшей» — безплоднымъ для христіанъ.

Это — такъ называемый   «м о д е р н и з м ъ»,   или своевольное вольнодумство въ тѣхъ или иныхъ вопросахъ христіанской вѣры и христіанскаго благочестія, то-есть жизни по вѣрѣ.

Этотъ весьма лукавый модернизмъ, на который многіе слишкомъ легко смотрятъ, не видя въ немъ той губительной духовной опасности, какую онъ собой представляетъ, въ наше лукавое время успѣшно распространяется благодаря «теплохладности» большинства современныхъ христіанъ. Между тѣмъ, это — настоящій ядъ духовный, отравляющій и убивающій подлинную духовную жизнь и постепенно умерщвляющій христіанскія души.

Въ чемъ же сущность этого столь моднаго теперь модернизма?

Въ томъ, что онъ потакаетъ всѣмъ человѣческимъ страстямъ, отводя людей отъ сознанія безусловной необходимости для спасенія непрестанной и рѣшительной борьбы со всѣми страстьми и похотьми (см. Марк. 8, 34-37 и Гал. 5, 24).

Модернисты весьма лукавы. Они не отвергаютъ прямо ясныхъ и категорическихъ положеній ученій христіанства: они только не видятъ въ Христовомъ ученіи и Преданіи св. Церкви, основанномъ на этомъ ученіи, ничего прочнаго, незыблемаго, непоколебимаго: по ихъ мнѣнію, все можно какъ-то «смягчить», видоизмѣнить, приспособить къ страстямъ человѣческимъ, примирить съ міромъ симъ, во злѣ лежащимъ. Иными словами: модернизмъ — это религія неограниченнаго компромисса, для которой — все можно, все позволено. Это — не чистое вино Христовой Истины, а вино, разбавленное водой, какъ это дѣлаютъ нечестные, корыстные корчемники, по яркому образу, употребляемому въ Священномъ Писаніи.

Это — «нео-христіанство», какъ нѣкоторые изъ нихъ сами его называютъ, христіанство «розовое», прекрасно-душно-сантиментальное, слабое, разжиженное, лишенное силы и благодати Божіей, соль обуявшая, по выраженію Евангелія.

На модернизмъ особенно падки всѣ тѣ, кому чуждо подлинное христіанство съ его строгими нравственными требованіями, съ его аскетическимъ духомъ и строемъ жизни, съ его непримиримостью ко злу діавольскому, для кого отступившій отъ Христа міръ —  «с в о й».

Этимъ жуткимъ, по существу, путемъ пошла часть нашего россійскаго духовенства въ предреволюціонные годы, которая настойчиво требовала «реформъ» въ нашей Церкви, обзывая всѣхъ противниковъ этихъ «реформъ» «ретроградами», «мракобѣсами», «черносотенцами», которая, болѣе чѣмъ въ Бога, вѣровала въ «прогрессъ человѣчества», въ установленіе «Царства Божія   н а   з е м л ѣ».   Требуя всяческихъ «свободъ» и желая разметать всѣ ограничительныя преграды для человѣческихъ страстей и похотей, эти люди, явно потерявшіе здравый разумъ, воспользовавшись всеобщей разрухой въ годы революціи, попытались создать какую-то новую «церковь», на мѣсто существовавшей прежде въ Россіи, назвавъ ее «живой церковью», какъ-будто наша исконная Россійская Православная Церковь была мертвой. Однако, нашъ православный русскій народъ, сохранившій еще здоровое религіозно-нравственное сознаніе, рѣшительно отвергъ эту лже-церковь, такъ же, какъ и возникшее затѣмъ «обновленчество», и эти лукавыя начинанія, несмотря на мощную поддержку богоборческой власти» обрадовавшейся возможности развалить Церковь, блистательно провалились.

Но ядъ модернизма уже былъ пущенъ и началъ распространяться повсюду, отравляя души людей. Проникъ онъ и заграницу: и въ среду русской эмиграціи и среди другихъ помѣстныхъ православныхъ церквей, вездѣ принося свои пагубные плоды и убивая подлинную духовную жизнь, которая замѣнялась дешевыми суррогатами, гармонировавшими съ страстно-грѣховной человѣческой природой.

Въ Россіи, захваченной и оскверненной лютыми богоборцами, ядъ модернизма такъ отравилъ души вкусившихъ его священнослужителей, что довелъ ихъ до самыхъ тяжкихъ смертныхъ грѣховъ — блуда и человѣкоубійства. Достаточно вспомнить ставшаго въ свое время «притчею во языцѣхъ» живоцерковнаго лже-митрополита Александра Введенскаго, котораго вѣрующій русскій народъ остроумно прозвалъ «митрополитомъ Содомскимъ и Гоморрскимъ», и тѣхъ живоцерковныхъ лже-пастырей, которые предавали большевикамъ на смерть истинныхъ служителей Церкви Христовой, начиная со священномученика Веніамина, Митрополита Петроградскаго и кончая многими другими подлинными исповѣдниками вѣры и ревнителями истинной Церкви.

Модернизмъ въ вѣрѣ, какими бы благовидными мотивами и высокими лозунгами онъ ни прикрывался, послѣдовательно и неизбѣжно ведетъ къ полной безпринципности. Догматы вѣры хотя имъ и не отвергаются, но свободно и произвольно толкуются, а каноны церковные отбрасываются, какъ «устарѣвшіе», не отвѣчающіе условіямъ и духу современной жизни, а потому и не обязательные. Въ то же время модернисты строго блюдутъ тѣ изъ каноновъ, которые имъ выгодны, отвѣчаютъ ихъ интересамъ, — которые такъ или иначе могутъ послужить къ оправданію чинимыхъ ими беззаконій и защищать отъ справедливыхъ разоблаченій и обличеній со стороны искренно-вѣрующихъ людей. Пользуясь такими канонами, они щедро сыплютъ прещенія направо и налѣво, проявляя полную безпощадность къ тѣмъ, кто живетъ по христіанской совѣсти, и предѣльную снисходительность къ тѣмъ, кто грубо нарушаетъ каноны, признаваемые ими за «устарѣвшіе» и не отвѣчающіе «духу времени». Вспомнимъ, какъ живоцерковники въ Россіи дошли до такой дерзости, что объявили лишеннымъ сана и монашества даже самого Святѣйшаго Патріарха Тихона, избраннаго въ 1917 году Всероссійскимъ Церковнымъ Соборомъ. Но тѣ же модернисты заграницей, родственные живоцерковникамъ въ Россіи, объявили себя «тихоновцами», когда нашли это для себя выгоднымъ въ борьбѣ противъ нашей Русской Православной Церкви Заграницей!

Модернисты неистово ненавидятъ то, что они обыкновенно называютъ «консерватизмомъ», то-есть твердое стояніе въ истинно-христіанской вѣрѣ и истинно-христіанскомъ благочестіи, или жизни по вѣрѣ. Въ порывѣ особенной злобы противъ этого «консерватизма» и желая унизить его, они надѣляютъ его кличками «черносотенства», «мракобѣсія» и «ретроградства» — точно такъ же, какъ въ свое время называли у насъ въ Россіи оголтѣлые разрушители-революціонеры твердое стояніе и борьбу за вѣковые историческіе устои русской государственности и святую непримиримость ко всѣмъ исконнымъ врагамъ Христовой вѣры и Церкви и нашей Родины Православной Россіи — Святой Руси.

Удивительно, какъ живуча эта подлинно-сатанинская злоба!

Эти злобныя клички — «черносотенство», мракобѣсіе», «ретроградство» — дожили до нашихъ дней, несмотря на всѣ тѣ кровавые ужасы, которые постигли нашу несчастную Родину, а съ нею и нашу св. Церковь, оросившуюся въ результатѣ упорной «прогрессивной работы» этихъ «свободолюбцевъ» обильной мученической кровью!

А казалось бы, у всѣхъ честныхъ людей давно должны были бы открыться глаза на истинное положеніе вещей въ мірѣ, который, послѣ гибели «черносотенной» Роcсіи, и самъ теперь очутился на краю такой же кровавой бездны, готовый не сегодня-завтра низвергнуться въ нее!

Но вотъ бѣда: честныхъ-то людей осталось слишкомъ мало! Заправляютъ теперь судьбами міра настоящіе закоренѣлые преступники, которые стремятся только пожить въ свое удовольствіе и такъ далеко зарвались въ своей «прогрессивности», что въ слѣпотѣ духовной даже не видятъ, какъ они, вмѣстѣ съ другими «ретроградами» и «черносотенцами», обреченными ими на смерть, и сами себѣ роютъ страшный ровъ погибели!

Поистинѣ нѣтъ хуже зла въ наше время, какъ модернизмъ, подтачивающій всѣ устои истинной вѣры и Церкви, отравляющій медленно, но вѣрно-дѣйствующимъ смертельнымъ ядомъ духовные организмы людей.

А для тѣхъ, кто желаетъ идти вѣрнымъ и незаблуднымъ путемъ вѣчнаго спасенія, необходимо совершенно отринуть даже всякую тѣнь модернизма и рѣшительно отвернуться отъ всѣхъ современныхъ самозванныхъ лже-учителей и лже-богослововъ, свысока и надменно критикующихъ исконное ученіе нашей св. Церкви и проповѣдующихъ какое-то «нео-христіанство», и стать вѣрными и послушными духовными сынами и дщерями подлинныхъ столповъ нашей православно-христіанской вѣры и благочестія, къ каковымъ въ наше время, по всей справедливости, можно отнести подвижниковъ и наставниковъ ея прославленныхъ Оптинскихъ старцевъ, святителя Игнатія (Брянчанинова), святителя Ѳеофана, Вышенскаго Затворника, и св. праведнаго Іоанна, Кронштадтскаго чудотворца. Имъ и только имъ въ наши лукавые дни мы мо жемъ полностью довѣриться!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 310-315.

Print Friendly, PDF & Email

Nicefor.Info